Под гнездом аиста

Under the Storks' Nest


Previous Entry Share Next Entry
Чухраи из се крайов гоп до кучки!
Stork, Laura, аист, лора
llorax

Продолжаю выкладывать выдержки перевода моей книги...

По мере того, как я узнавала Чухраи и их жителей, я удивлялась как мало нужно деревенским жителям от внешнего мира. В большинстве они выживали за счет того, что собирали на огородах и в лесу. Они жили так всегда. Мужчины обычно делали деревянные бочки, чтобы хранить муку, квасить капусту или солить сало и продавать все это на рынке в Трубчевске. Они плели из бересты кузовки для хлеба и зерна. Женщины плели лапти из липового лыка и корзинки из ивовых прутьев. Они должны были быть осторожны; рубка деревьев для коры, на доски и даже на дрова без какой-либо платы государству всегда была незаконной – от царского режима до советов, и даже до сегодняшних дней.

Но обычно власти не обращали внимания на то, что деревенские жители незаконно срубят дерево там или тут. На самом деле в течение трехсот лет с момента основания деревни власти едва ли замечали Чухраи, кроме тех случаев, когда нужно было собрать налоги, призвать мужчин в армию или проголосовать на выборах. В 1781 году правительственные землемеры отнесли Чухраи к землям крупного помещика графа Петра Борисовича Шереметьева — сенатора и известного политика времен Елизаветы Петровны (дочери Петра Великого) и Екатерины Великой. Все крестьяне, жившие на землях семьи Шереметьевых – одного из богатейших помещиков в России — платили подать в сумме двух рублей в год. Воруя одно-два дерева, чтобы сделать бочку или сплести лапти, бедные жители Чухраев зарабатывали деньги, чтобы заплатить налог, который шел на строительство роскошных дворцов Шереметьева в пригородах Москвы.

Чухраи были основаны около трехсот лет назад, когда три рыбака причалили на лодке к высокому берегу в пойме Неруссы и решили здесь остаться. Как гласит деревенская легенда, один из них построил избу на холме, который он назвал Чипляевка. Второй построил свой дом на другой возвышенности там, где стоит наш дом. Третий построил свою избу на берегу Неруссы в километре от нынешней деревни. У одного из них была кличка "Чухрай." Чухраями в соседней Беларуси зовут рабочих. Там коммунистический лозунг: Пролетарии всех стран, соединяйтесь! - звучал, как: Чухраи из се крайов гоп до кучки!

Большинство жителей Чухраев носили фамилию Балахоновы – потомки трех рыбаков – или Пресняковы – потомки другой семьи, которая бежала в эти края от польского нашествия в семнадцатом веке. Скорее всего, к ним присоединялись и другие, но у жителей Чухраев никогда не было больше пяти фамилий. Так там жили трое мужчин, которых звали Иван Михайлович Балахонов и четверо женщин, которых звали Ольга Ивановна Балахонова. Чтобы не путаться, у каждого жителя было прозвище. Часто оно было бранным или тем, которое в насмешку давали в детстве товарищи по играм, например "Кудик" (коротышка) или "Ховряч" (боров). Хорошие и плохие прозвища закреплялись за семьями на поколения, если только кто-то из членов семьи не совершал какого-либо поступка, в результате которого к нему прицеплялась еще более нелепая кличка. Большинство жителей Чухраев не знали, почему семья – даже их собственная – получила то или иное имя. У некоторых семей были прозвища "князья", "дворяне" или "купцы," что, конечно, было насмешкой в царившей среди деревенских жителей нищете.

За перевод я выражаю благодарность Анне Марковой.

  • 1
Пролетарий, это все-таки заумный аналог слова "голодранец" а не рабочий ))

Это уже при большевиках смысл слова немного облагородили.

(Deleted comment)
Прошу прощения,предыдущий комментарий не туда отправила.)
Читаю ваши рассказы всегда с удовольствием. Очень интересно.

Спасибо за интересные рассказы.

Мне довелось немного пожить в архангельской деревне и меня поразил вот этот обычай давать прозвища. Рядом с домом, где я жил, например, соседствовали Пердуны. Целая семья. В третьем, кажется, поколении.

У Ройзмана видел :
Прозвища, порой, значат больше имени. У нас в деревне жил Жабрей, это значит репейник. Полностью соответствует. А сынок у него - Пашка Колючка. А еще у нас жила женщина, ее звали Мотя - Крашеные Губки. А в Усть-Цильме живет Витя Невкусный, его медведь начал было драть, передумал и ушел в лес. А еще у нас был парень, ему в драке ухо отгрызли, естественно прозвали Пьером Безуховым, тут много ума не надо.

А вчера в деревне спрашиваю у местного: 
- А в этом доме кто жил?
- А, - отвечает, - Генка Говно тут жил... 
- Что, спрашиваю, так и звали?!.. 
- Ну! 
- Почему?
- Дак, человек такой был... 
Ох ты, блин, думаю, аккуратнее надо жить.

Зачитываюсь.
А как ваши аисты? Улетели уже, наверное?

В этом году аисты так и не поселились у нас ((
Игорь говорит, что я их сглазила, написав об этом в блоге слишком рано! В следующем году буду осторожнее!

Ну, вот я и узнала наконец-то, почему же такое название-то у этой деревни-то ;)
Всё хотела давно Игорю задать этот вопрос, да стеснялась.

Очень интересно!
Жаль, что вашу книгу нельзя купить на русском, я бы заказала прямо сейчас :)

А вашу книгу в каком-нибудь нашем издательстве не приглядели случайно? :)
Очень бы хотелось почитать, да чтобы полностью, не на английском и в бумажном варианте...

Пока нет. Возможно, что и не буду издавать, а выложу все в блоге.

Лора! Спасибо за "чухраи". Скажу вещь слегка "крамольную": лично я от Игоря ждал - сам не знаю почему - именно Чухраи. У Николая их - тоже невелико (для меня, может быть).
Странное дело: Чухраи я вижу глазами человека родом из такой далёкой "америки", да ещё - глазами Василия Михайловича Пескова, земля ему пухом.

Чухрать по-нашему - обдирать; с бревна кору "счухривают". Первый чухрайский Чухрай - или сам брёвна "чухрал", или, вероятнее, выглядел "обчухранным". Клички - вещь точная ;))

Очень здорово все это читать. Узнаю и людей и их характеры и фамилии.
Если будет книжка - куплю.
Просто я уехал оттуда 15 лет назад. И названия: Трубчевск, Красное (бывшее Темное), Городцы, Нипарень (хех, классная баня там была, но друг назвал ее по факту - Непырень:) - это остается навсегда. Мимо вас как-то проезжали - проходили. Сложно было не узнать - тарелки тогда не на каждом доме висели :)

Пишите, у меня нет таланта описать эту невыносимую красоту (это видно по моему каменту), но поверьте мои ощущения такие же, только в печатные слова не складываются.

Спасибо за рассказ. Жду с нетерпением продолжение.

Очень интересно! Когда место, где ты живёшь, - не просто жильё, а имеет историю, связанную с известными личностями, оно становится более значимым. А сколько деревень канули в безвестность просто потому, что люди оттуда уехали и некому было записать их историю...
Спасибо вам, Лора! Ваша книга - большое дело, пусть и на английском. Если когда-нибудь решитесь на русское издание - предлагаю объявить всенародный сбор средств. Думаю, ваши читатели с удовольствием откликнутся. Не зря говорится: с миру по нитке - голому рубаха. :)

А стога без стожаров мечут

Как же хорошо вы пишете!И иллюстрации замечательные.Очень реалистично пишете о русской деревне,прямо чувствуешь запах деревенского воздуха,поэтому я была очень удивлена,когда узнала,что русский язык и русская культура для вас не родные.

Лора,дайте знать как начнёте собирать средства на издание книги.С удовольствием приму участие.

(Deleted comment)
Никто здесь не косит сено для украшения. Делать нечего, что ли? А в стога здесь жест не ставят.

(Deleted comment)
"Чухраи из се крайов гоп до кучки!" Это вы где такое нашли в белорусском языке? По-белорусски будет «Пролетарыі ўсіх краін, яднайцеся!». Так эта фраза и была зафиксирована раньше на нашем гербе. Подробнее здесь: http://www.gect.ru/country/europe/belorus/coat_of_arms_of_belorus.html

Я и надеялась, что кто-то уточнит, а то многое из того, что здесь рассказывают местные переросло в легенду ))

" Они должны были быть осторожны; рубка деревьев для коры, на доски и даже на дрова без какой-либо платы государству всегда была незаконной – от царского режима до советов, и даже до сегодняшних дней." - а что, в США любой человек может пойти в лес и рубить себе там, что захочется? или всё же сначала берут разрешение на вырубку, платят за него, а потом уж уничтожают деревья на разрешённой территории? Слово "браконьер" Вам знакомо?

Часто люди, которые живут не в городах в США, владеют довольно большие территории, где могут рубить что хотят, и оно для себя или для продажи готовят дрова на своей территории безо всякого разрешения. А здесь, все-таки, не было такого понятия как "частная земля" - кроме маленьких участков вокруг домов.

Мне не настолько слово "браконьер" знакомо, как и сами браконьеры, с которыми я сталкивалась в лесу или не реке по работе в заповеднике довольно часто. И надо сказать, что это не всегда было безопасно.

Лора, это не белорусский: "Чухраи из се крайов гоп до кучки!". Очень похоже на польский язык.

Люди добрые: просьба мат в комментах не писать! Журнал читают дети, да и просто люди, которым это неприятно (мне, например). За первое нарушение - просто удаляю коммент. А второй раз, или для особо злостных читателей - бан.

Я зимой заказывала вашу книгу на амазоне с доставкой в канаду, вроде и в наличии была, но через две недели после заказа поддержка амазона прислала письмо, что заказ еще не обработан и предложила его отменить. Так я и не прочитала книгу, увы:( Я знаю, что вы никак не влияете на этот процес, просто решила с вами поделиться печалью

Спасибо, узнаю у издателя в чем проблема. Но не могли бы Вы снова пробовать? С тех пор они должны были решить проблему с международными правами. И сообщите, пожалуйста, результат.

(Deleted comment)
О, тоже глаз кольнуло! Мне показалось, что надо "четыре женщины".

Лора, зачиталась сегодня вашим блогом. Браво! Скажите, где книгу можно заказать на английском? Я живу в Колорадо и очень хочу мужу вашу книгу подарить)

Tattered Cover или amazon.com ))

Привет Колорадщине!

Дворяне - это не насмешка.Весьма вероятно,что предки были реальными дворянами.Основная масса дворян в России составляли "однодворцы" - то есть люди,у которых один двор - фактически обычные крестьяне.Навскидку,на память, перед революцией было 2 млн дворян,из них помещиков - 60 000.У нас концы в Заборье были Казаки,Дворяне. У меня бабушка была из реестровых казаков. В Брянске в архиве я читал переписи нашей деревни,тогда писали по сословиям - оттуда я узнал про "однодворцев". А то благодаря русской литературе сложилось впечатление,что дворяне в России - не класс служивых людей,а разгульные пьяные баре с цыганами.Дворянство в основном выслуживали люди из любых сословий,а чтобы оно по наследству передавалось - надо было особо заслужить.Это не коррелировало с материальным положением.Русские офицеры традиционно получали очень небольшую плату,поэтому и были однодворцами - за службу получали кусок земли,покупали лошадь и становились обычными пахарями.Например,у фельдмаршала А.В.Суворова,бившего самого Наполеона, было маленькое именьице и лишь несколько десятков крестьян.

(Deleted comment)
Уже 10 лет как здесь последнюю корову продали. Уже некому держать. У меня много лет была коза, которую доила. А сейчас беру козье молоко у свекрови в соседней деревне.

Edited at 2014-09-22 05:04 am (UTC)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
  • 1
?

Log in

No account? Create an account